Художественно-производственная компания

Телефон:
8 (800) 511-90-99
8 (495) 181-51-85

Ежедневно с 9:00 - 20:00

Школы иконописи на Руси: традиции и новшества

Школы иконописи на Руси: традиции и новшества
Дата публикации: 26 Октября 2018

Иконопись представляется нам чем-то родным, исконно русским. Мы считаем этот жанр чуть ли не народным видом искусства. Но так ли это?

Многие удивляются узнав, что русская икона всегда была связана с византийской традицией. Однако удаленность от Константинополя и огромные территории страны позволили развиться самостоятельным региональным школам. Основные иконографические типы пришли на Русь из Византии, тем не менее, на новых землях икона приобретает иные эмоциональные оттенки, появляются новые сюжеты.

47 1

  • Преподобный Андрей Рублев и игумен Троице-Сергиева монастыря Никон. Создание любимейшей иконы древнерусских художников - «Троицы», служившей образцом для бесчисленных копий с момента своего создания.

Первыми учителями иконописи на Руси были приезжие греки, мастера классической эпохи византийского искусства, которые, однако, уже с самого начала в росписях первых храмов, как, например, Киевской Софии (1037- 1161/67), пользовались помощью русских художников.

В русле византийских традиций

О Киевском периоде русского церковного искусства можно судить, главным образом, по фрескам и мозаикам.

Монгольское нашествие, около середины XIII века захлестнувшее большую часть России, не только уничтожило очень многое, но и в значительной мере подорвало написание новых икон.

Сохранившиеся до сих пор открытые иконы этого периода, которых очень мало, относятся к концу XI, XII и XIII векам, причем почти все они с большей или меньшей достоверностью приписываются Новгороду.

  • 47 2Устюжское Благовещение. Икона написана до 1130 года. Одна из немногих сохранившихся русских икон
    домонгольского периода.

Иконам домонгольского периода присуща исключительная монументальность, свойственная стенной живописи, и лаконизм художественного выражения как в композиции, так и в фигурах, жестах, складках одежд, в их колорите преобладают темные тона.

Однако уже в XIII веке этот сумрачный колорит начинает сменяться характерно русскими цветистыми и яркими красками, появляется больше внутренней и внешней динамики, склонность к большей плоскостности. И если ранние иконы, при наличии в них русских черт, еще находятся в большей или меньшей зависимости от греческих образцов, то в XIV веке воспринятые от Византии принципы и формы церковного искусства уже выступают в национальном русском преломлении. Иконы этого периода отличаются свежестью и непосредственностью выражения, яркими красками, чувством ритма и простотой композиции.

К этому периоду относится деятельность прославленных святых иконописцев - митрополита Московского Петра (вторая половина XIII века - 1326, его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская» ) и архиепископа Ростовского Феодора (около 134 -1394, святитель был незаурядным иконописцем, известны иконы его письма «Деисус на Болвановке у Николы святаго» и образ преподобного Сергия Радонежского).

Вплоть до Петровского времени среди святых было мало духовных писателей; зато многие святые были иконописцами, начиная с простых монахов и кончая митрополитами.

Новый этап

XIV, XV и первая половина XVI века представляют собой расцвет русской иконописи.

В русской иконописи XIV–XV веков были, строго говоря, только три крупные школы - новгородская, псковская и московская. Их произведения, особенно на зрелых этапах развития, действительно отмечены чертами общности.

Ни Ростов, ни Суздаль, ни Тверь, ни Нижний Новгород школ такого значения и такого масштаба не создали, хотя в них и работали отдельные мастерские.

Кстати, расцвет русской иконописи совпадает с расцветом святости, и именно преподобия. Это время дает наибольшее количество прославленных святых.

Новгородская школа

Новгород, счастливо избегший татарского нашествия, испытал в XIV–XV веках блестящий экономический и культурный расцвет. Этот свободный город с крепкой ремесленной прослойкой вел широкую заморскую торговлю и энергично колонизовал обширные земли Севера. Предприимчивые, практичные и деловые новгородцы всюду вносили тот дух личной инициативы, который особенно ярко проявился в их республиканском строе, с выборным посадником во главе, ограничившим власть князя, со своим архиепископом, избираемым «всем городом», с шумным вече, где сталкивались интересы могущественного боярства и ремесленного люда, с богатым купечеством, все чаще выступавшим строителем церквей и заказчиком икон.

В отличие от фрески, которая в XIV векев Новгороде находилась под сильным влиянием византийских образцов, в силу своей дешевизны икона была более демократическим искусством. Икону легко мог заказать и сравнительно небогатый человек, и жители Новгорода охотно заказывали иконы для возводимых в большом количестве деревянных и каменных храмов. Именно в иконе быстро выработался новый художественный язык с ярко выраженными «новгородизмами».

Иконы это школы подкупают яркой красочностью и оттенком наивного простодушия, характерным для многих произведений новгородской живописи.

Хотя в отдельных произведениях прослеживаются влияния византийского искусства, что говорит о широких художественных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глазами, например, «Святой Георгий» или двусторонняя икона с изображениями Нерукотворного Спаса и Поклонения кресту.

47 347 4

  • Спас Нерукотворный, деталь: оборот (Прославление креста). Неизвестный иконописец XII века (Государственная Третьяковская галерея, Москва). 
  • Великомученик Георгий. Двусторонняя икона. Вероятно, икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом (Успенский cобор Московского Кремля, Москва).

Язык новгородской иконы

Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен и четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов.

Отдельные элементы композиции равномерно распределены и удачно согласованы между собой. Мастера Новгородской школы часто изображали фигуры, горки, деревья симметрично, что создает впечатление завершенности композиции. Эта симметричность разбивалась различными деталями. Часто композиция иконы строилась ярусами, изображения располагались друг над другом.

47 547 6

  • Рождество Богоматери. Новгородская школа, середина XIV века (Государственная Третьяковская галерея, Москва).
  • Покров Богоматери. Около 1399 года (Новгородский государственно-историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

Особо следует отметить так называемое «палатное письмо». Палаты - yсловная архитектура - очень красивы по силуэту. Они окрашивались в мягкие сдержанные тона. Отдельные элементы композиции - окна, двери, занавески, колонки - покрывались сочными тонами киновари, зелени, умбры, что создавало очень сильную цветовую гамму.

Шедеврами новгородской иконописи XV века являются знаменитые двусторонние таблетки (небольшие иконы, написанные на покрытомлевкасом холсте и предназначенные для того, чтобы класть их на аналой в дни церковных праздников) из Софийского собора, ныне хранящиеся в Новгородском музее, а также в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона. Обычная их тематика - главные евангельские эпизоды, сцены Страстей и фигуры святых.

47 747 8

  • Святитель Николай Чудотворец. Конец XIII - XIV века. (Новгородский государственно-историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). 
  • Иоанн Предтеча. Фрагмент выносного креста, начало XV века (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Псковская школа

Своеобразие псковской живописи во многом было определено историей Псковской земли, ее обособленностью от других центров древнерусского государства и пограничным расположением. «Младший брат» Великого Новгорода, Псков, конечно, воспринял, новгородскую художественную традицию, но к концу XIV века она была уже настолько переработана, что можно говорить о самостоятельной псковской школе.

47 9

  • Деисус. Псков, XIII век 
    (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен: композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые.

Широко применялось разделение одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер.

Пожалуй, из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения.

 

Постоянные военные конфликты, опасность иноземных вторжений определили особый настрой художественных произведений псковских мастеров. В живописи это выразилось в повышенной экспрессии, внутреннем динамизме, напряженности образов, особенностях иконографии. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Яркие примеры -несомненный шедевр псковской живописи - иконы «Собор Богоматери» и «Параскева, Варвара и Ульяна» 2-й половины XIV века, хранящиеся сейчас в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

47 1047 11

  • Собор Богоматери. Псков, последняя четверть XIV века.
  • Параскева Пятница, Варвара и Ульяна. Псков, последняя четверть XIV века (Государственная Третьяковская галерея, Москва).

В сюжетном плане стоит выделяется разработка псковичами иконографии «Сошествие во ад». Уникальный псковский извод «Сошествия во ад», который исследователи считают поминальным, представлен пятью сохранившимися иконами конца XIV – XVI веков. В чин праведников на всех этих иконах включены образы святых жен Параскевы, Варвары, Ульяны и Екатерины, особо почитаемых в Пскове.

47 12

  • Сошествие во ад. Псков, последняя четверть XIV века (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

 

С другой стороны, влияние на развитие псковской живописи оказали постоянные контакты с художественной культурой латинского Запада, что особенночувствуется в более поздних произведениях XIV века.

Однако псковская иконописная школа оказалась одной из самых устойчивых и сохранялась почти до начала XVII века.

Московская школа

Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы.

Именно иконы московской школы принято считать вершиной древнерусского искусства.

О ранней московской живописи XII-XIII веков говорить сложно, так как памятников этого времени не сохранилось. Скорее всего, местные иконописцы опирались на традиции Владимиро-Суздальской земли. С XIV века, когда отчетливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству, на художественную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит. Так как Москва провозглашала себя преемницей властных институтов Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции.

Характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных святых и святынь - святителей Московских Петра и Алексия, Сергия Радонежского и его учеников.

Живопись московской школы 14 века представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы «Спас Ярое Око» и «Спас оплечный»).

47 1347 14

  • Спас «Ярое Око». Середина XIV века.
  • Спас (оплечный). Первая треть XIV века (Успенский cобор Московского Кремля).

Расцвет же московской школы в конце 14 - начале 15 веков связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного.

47 1547 16
47 17

  • Иоанн Предтеча. Иконостас Благовещенского cобора Московского Кремля, последняя четверть XIV века, Феофан Грек.
  • Архангел Михаил из деисусного чина. Андрей Рублев, 1410-е годы (Государственная Третьяковская галерея, Москва).
  • Лоно Авраамово. Фреска южного склона свода южного нефа. Даниил Черный, 1408 год. (Успенский собор, Владимир).

Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций.

  • 47 18«Уверение Фомы» из праздничного чина. Дионисий, 1500 год
    (Государственный Русский музей,
    Санкт-Петербург).

 

О творчестве всех этих великих мастеров стоит рассказать отдельно, что мы и сделаем в других статьях нашего блога.

Эпоха перелома

XVI век, как и предыдущий, продолжает давать замечательные иконы: сохраняются духовная насыщенность образа, остается на прежней высоте и красочность иконы и даже становится богаче оттенками.

Но вот вторая половина XVI столетия- это эпоха перелома в русской иконописи: величественная простота и державшаяся веками классическая мерность композиции начинают колебаться. Утрачиваются широкие планы, чувство монументальности образа, классический ритм, чистота и сила цвета. Появляется стремление к сложности, виртуозности и перегруженности деталями. Тона темнеют, тускнеют, и вместо прежних легких и светлых красок появляются плотные землистые оттенки, которые вместе с золотом создают впечатление пышной и несколько угрюмой торжественности. Догматический смысл иконы перестает осознаваться как основной, и повествовательный момент часто приобретает доминирующее значение.

47 19

К сожалению, забвение постигло древнерусскую культуру и искусство не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I.

Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад,отринули культурное наследие Древней Руси. И самобытная живопись, имеющая свои истоки в византийской традиции, постепенно стала заменяться живописью западноевропейского типа. Начинается новый этап и в истории государства российского, и в русском искусстве.

 

  • Богоматерь Владимирская«Насаждение древа государства Российского».
    Симон Ушаков, 1663 год (Государственная
    Третьяковская галерея, Москва).

Симон Федорович Ушаков
возглавлял иконописную школу Оружейной палаты
(возникла в 40-х годах XVII века),
для иконописи которой было характерно
обращение к европейским живописным традициям.

Возврат к списку