Художественно-производственная компания

Телефон:
8 (800) 511-90-99
8 (495) 181-51-85

Ежедневно с 9:00 - 20:00

Охраняя рубежи родины

Охраняя рубежи родины
Дата публикации: 26 Октября 2018

«Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» - так писал Виктор Васнецов о замысле знакомой нам всем с детства картины в письме своему учителю Павлу Чистякову.

«Богатыри» (а именно так называется знаменитое полотно, распространённое название картины - «Три богатыря» - является неправильным) стали для Васнецова трудом всей жизни.

50 1
В. М. Васнецов (1848-1926), «Богатыри» (1881-1898).
Холст, масло, 295,3 x 446 см (Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Виктор Васнецов установил своеобразный рекорд, работая над полотном - с первого эскиза и до последнего мазка прошло 27 лет.

Холст размером 3 на 4,5 метра переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев, где Васнецов расписывал Владимирский собор, и обратно; летом - за город. Сын живописца Алексей позднее вспоминал: «Богатыри» - это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни - постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…»

«Преподнесете, когда исполните картину...»

Первый эскиз был сделан карандашом в 1871 году.

50 2
В М. Васнецов. Первый набросок картины «Богатыри», 1871 год.

В 1876 году Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Этот живописный эскиз сильно восхитившем друга-художника. Васнецов сразу же хотел подарить этот эскиз Поленову, но тот отказался. «Преподнесете, когда исполните картину, - сказал он, - а пока пусть он у Вас будет». Этим, возможно, Поленов спас «Богатырей» от судьбы многих набросков.

50 3
Богатырская тема влекла Васнецова всю жизнь.
Об этом свидетельствует его работа «Баян» (1910 год).
На картине художник изобразил легендарного русского сказителя в окружении витязей, слушающих его песнь.

Долгое время другие крупные работы отвлекали Васнецова от «Богатырей», но они неотступно были перед ним, преследовали художника, он считал их своим творческим «долгом, обязательством перед народом...»

И вот в 1881 году Васнецов возвращается к работе над картиной.

Достоверность образов

Виктор Михайлович изучал археологию, древнерусский быт и старинные доспехи, создавая «Богатырей». Однако на картине «перепутал» все эпохи - историческая достоверность только мешала ему.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные - работники Исторического музея позволили художнику брать из запасников старинные доспехи. Это была одежда настоящих русских воинов! Однако для Васнецова богатырская троица прежде всего собирательный фольклорный образ, поэтому живописец «вооружил» персонажей в соответствии с былинными характерами, а не с определенным временем.

Итак, кто же они, защитники родины, стоящие на заставе богатыри?

Добрыня Никитич

По разным былинам Добрыня - «сын богатого гостя рязанского», боярин или родственник князя. Во времена Васнецова исследователи отождествили Добрыню с тезкой из летописей - дядей великого князя Владимира, крестителя Руси. Добрыня написан Васнецовым в соответствии с представлениями народного эпоса, характеризующего этого богатыря как человека опытного, мужественного, предусмотрительного и образованного (в молодости он прошел «школу» у шести старцев). В былинах Добрыня всегда молод, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Писал Добрыню Васнецов с Василия Поленова, однако придал персонажу и черты отца, дяди и свои собственные.

С личностью Добрыни в народных преданиях связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец.

Как приближенный князя Добрыня носит парчовые одежды и дорогую броню. На нем поверх кольчуги «дощатая бронь» XIII–XIV века из стальных пластин-дощечек. Кстати, знать в Древней Руси могла расплачиваться подобными богатыми доспехами, покупая земли!

А вот шлем на голове богатыря - это так называемый греческий колпак. Подобные шлемы были заимствованы из Византии. Тот, что на картине, скопирован с экспоната Оружейной палаты Московского Кремля (XIII век). Возможно, его привезла в Москву в XV веке византийская царевна Софья Палеолог, выданная замуж за Ивана III.

50 4

Добрыня Никитич
1. Согласно былине Добрыня убил Змея ножом,
который носил на нательном кресте.
Современник Васнецова фольклорист Всеволод Миллер полагал,
что сюжет о сражении былинного героя со Змеем
отражает борьбу насаждаемого князем Владимиром
и его дядей Добрыней христианства с язычеством.
На картине, однако, у богатыря крест другого типа - энколпион,
в котором хранили реликвии.
Его носили поверх одежды как оберег и украшение.

2. Меч - атрибут военной знати, принадлежность героя
к которой хотел подчеркнуть художник.
Добрыня решительно вынимает из ножен свой меч,
готовый броситься в сечу.
«Добрынюшка напялил на плечи броню заговоренную,
ту броню не срубит никакой булат».
И меч у него не простой, а волшебный:
меч-кладенец от самого Змея Горыныча.
Тоже, значит, заговоренный.

 

 

Илья Муромец

В центр композиции васнецовского шедевра помещен Илья Муромец, любимейший герой русских былин. Сказания об Илье Муромце - о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах - сопровождают каждого русского человека с детства.

«Матер человек Илья Муромец», - образно говорит о знаменитом витязе былина. Васнецов изображает его простым бесхитростным человеком и могучим воином. Кряжистость, основательность, спокойная сила, боевой опыт сочетаются в Илье Муромце с благостью, великодушием и добродушием.

Менее известно то, что Илья Муромец - вполне реальный персонаж отечественной истории, что подтверждают письменные источники. Он был родом с Черниговщины и действительно был сильным воином. Закончив свои ратные труды по охране родины, он «роздал нажитые богатства на украшение храмов», постригся в монахи в Киево-Печерском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь причислила его к лику святых в середине XVIIвека.

Про киево-печерского богатыря говорили, что у него было прозвище Чоботок («сапожок»), так как он отбился от врагов одним сапогом.

Васнецов эти факты, несомненно, знал и учитывал, создавая величественный образ знаменитого русского богатыря.

50 5

В.М. Васнецов. Крестьянин Иван Петров.
Этюд для картины «Богатыри»
(1883 год, Государственная Третьяковская галерея).

Для Ильи Васнецову позировали два натурщика: крестьянин Владимирской губернии Иван Петров и извозчик села Большие Мытищи.

Кстати, в 1988 году комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. Исследования показали, что преподобный был сильным человеком, имел довольно высокий для Средневековья рост - 177 сантиметров. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений.

50 6Илья Муромец
1. Шишак Ильи - самый популярный тип шлема на Руси XVI века.
Иногда на них надевали более вытянутые шеломы -
для дополнительной защиты.

2. «А и конь под Ильей лютый зверь», - свидетельствует сказание.
На строптивость нрава верного товарища Ильи Муромца
указывает массивная металлическая цепь,
которой только и можно обуздать его.

Алеша Попович

Алеша Попович в былинах - «сын соборного попа ростовского» - молод и хитер. Историки нашли в летописях его прототип - княжеского дружинника Александра Поповича. По одним источникам, он жил в XIII веке и погиб в битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223 году, по другим - жил в начале или в конце XI века.

На картине Алёша Попович изображён с луком и стрелами в руках. А вот прикреплённые к седлу гусли подсказывают зрителю,что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. Вообще в картине много таких психологических деталей, которые уточняют образы её персонажей.

Алешу Васнецов писал с Андрея, сына его друга и мецената Саввы Мамонтова.

50 7

Алеша Попович
1. Гривна. По Никоновской летописи,
ею князь наградил Александра Поповича за победу над врагами.

2. Юшман - кольчато-пластинчатый доспех,
заимствованный из Персии, впервые упомянут на Руси в 1548 году.

3. Сложный лук делали из нескольких планок разных пород дерева.
Стрелы у оперения красили в разные цвета,
чтобы легче было найти в колчане нужную:
для пробивания брони, поражения лошадей неприятеля и так далее.

Все в картине продумано до мелочей

Не только военная амуниция, упряжь коней и одежда точно воспроизведены Васнецовым на полотне. До мелочей продумано и колористическое решение картины - цвета русских полей, на защиту которых выехали богатыри, сложным образом перекликаются с цветами их одежды и вооружения.

Фоном служат высокие холмы, покрытые хвойной растительностью под хмурым облачным небом, молодые ели и густые травы, пересыпанные грудой серых камней. Молодая поросль на переднем плане, будущие могучие ели - метафора преемственности поколений.

За героями - могилы воинов, павших в битвах прошлых веков. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников родных рубежей.

Кстати, и конь каждого богатыря схож характером со своим хозяином. Так, мощный вороной бесстрашного Ильи Myромца косит налитым кровью глазом, белый конь хитрого и обходительного Добрыни чутко принюхивается к ветру, а рослая рыжая лошадь удалого Алеши Поповича, который возит с собой в походы гусли, щиплет траву, навострив уши.

В ранних набросках линия горизонта располагалась значительно ниже; в картине Васнецов значительно поднял ее - в результате зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх. Этот прием позволил художнику «расширить» пейзаж, значительно подробнее показав ту землю, оборонять которую вышли русские витязи.

Все в полотне продумано до мелких деталей и убедительно настолько, что и сегодня кажется, будто богатырская застава Виктора Васнецова до сих пор несет свою нелегкую службу.

50 8
Виктор Михайлович Васнецов у картины «Богатыри» , Москва, 1898 год.

Картина была закончена весной 1898 года. И уже в апреле того же года ее купил Павел Михайлович Третьяков - «Богатыри» стали одним из последних его приобретений.

А о том, что эта картина Васнецова - по-настоящему народный шедевр, говорит результат проведенного в России статистического исследования. На вопрос: «Какую картину вы назвали бы символом отечественного искусства?» - более трети опрошенных ответили: «Богатырей» Васнецова.

Возврат к списку