Художественно-производственная компания

Телефон:
8 (800) 511-90-99
8 (495) 181-51-85

Ежедневно с 9:00 - 20:00

«Чувственными же очами разумными разумную видит доброту»

«Чувственными же очами разумными разумную видит доброту»

«Чувственными же очами разумными разумную видит доброту»
Дата публикации: 26 Октября 2018

Благодаря таким мастерам, как Феофан Грек, византийское искусство в средневековой Руси получило свое особое развитие, стало абсолютно духовным. И хотя мало что из творческого наследия выдающегося мастера монументальных фресковых росписей, иконописца и миниатюриста сохранилось до наших дней, «феофановский» почерк легко узнаваем благодаря особой выразительности и экспрессии.

 

«Среди иконописцев отменный живописец»

О живописи Феофана Грека, столь почитаемого современниками, не было почти ничего не известно до начала XX века.

Главный источник биографических сведений о нем – письмо летописца и агиографа Епифания премудрого «некоему другу своему Кириллу» (около 1415 года), где сообщается, что в начале XV века в Москве жил «преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом Грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукою расписал много различных церквей каменных – более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Каффе (ныне Феодосия в Крыму), и в Великом Новгороде, и в Нижнем…»

Итак, родился Феофан в Византии (отсюда и прозвище – Грек) около 1340 года. В течение долгих лет он оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая византийские храмы. К сожалению, ни одна из фресок того периода не сохранилась. Всемирную же славу мастера составили росписи, сделанные на Руси, где он прожил более тридцати лет.

Новгородский период

С 1370 года Феофан Грек работает в Новгороде. Сюда он приехал уже состоявшимся иконописцем, и, конечно же, деятельность такого выдающегося мастера не могла не привлечь к себе внимания местных художников.

Знатный новгородский боярин Василий Данилович из рода Машковых пригласил Феоана Грека в Новгород для росписи храма Спаса Преображения на Ильине улице. Роспись эта стала первой и единственной из документально подтвержденных и сохранившихся работ мастера на Руси и датируется 1378 годом.

52 252 3

Спас Вседержитель. Архангелы и Серафимы. Роспись купола церкви Спаса Преображения
на Ильине улице в Великом Новгороде, 1378 год.

Архангел Михаил. Роспись северо-восточной части свода церкви Спаса Преображения
на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 год.

При почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения
оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.

 

Многие ее части утрачены, но даже небольшие участки позволяют оценить общий замысел ансамбля и неповторимую раскрепощенную манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».

Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.

52 452 552 6
Адам. Иоанн Предтеча. Пророк Илия.
Роспись Спасской церкви на Ильине улице в Великом Новгороде, 1378 год.

Эти росписи, несомненно, повлияли на дальнейшее развитие новгородской живописи. Мировоззрение Феофана и отчасти его манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине улице своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи.

52 7
Троица. Фреска Троицкого придела храма Спаса Преображения в Великом Новгороде, 1378 год.

«… В Москве им расписаны три церкви…»

В 1390-е годы при митрополите Киприане и великом князе Василии I Дмитриевиче в московском Кремле вновь началось активное строительство и украшение храмов. Приехал прославленный Феофан Грек, приглашенный , видимо, Киприаном.

Период создания московских работ Феофана охватывает около тринадцати лет (между 1392 и 1405). Возможно, что само пребывание его в Москве и близлежащих городах было длительнее.

Исследователи предполагают, что в 1392 Феофан руководил росписью Успенского собора в Коломне. В XVII веке здание собора было полностью перестроено, и древняя живопись утрачена. Но при археологических раскопках найдены обломки штукатурки с остатками древних фресок – эти находки еще не исследованы и не освещены в искусствоведческих трудах.

52 8В Москве Феофан также возглавлял работы по росписи храмов Московского Кремля. В 1395 по заказу великой княгини Евдокии Дмитриевны, вдовы великого князя Дмитрия Ивановича Донского, он вместе с Семеном Черным и учениками украсил в Московском Кремле фресками церковь Рождества Богородицы с приделом Воскрешения Лазаря. Храм этот частично сохранился, но роспись выгорела во время нашествия Тохтамыша.

Удивительный факт: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов.

В 1399 году Феофан расписывал Архангельский собор Московского Кремля, о чем есть свидетельство в письме Епифания и в Троицкой летописи. Но и здесь фрески Феофана не сохранились, так как здание храма было разобрано в начале XVI столетия, а на его месте построено новое.

В 1405 году художник расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. До нас дошла запись от 1405 года о том, что «начали подписывать церковь каменную Святое Благовещение на князя великого дворе, а мастера были Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев».

Именно здесь впервые было зафиксировано в документах имя будущего великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева.

Иконописцы расписали не только стены собора, но и иконостас, который стал поистине шедевром русского иконописного искусства. Это первый на Руси иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост: образы деисусного чина были написаны на досках высотой более двух и шириной более одного метров.

Помимо общего замысла и прорисей Феофан Грек написал для иконостаса три центральные иконы: «Спас в силах», «Богородица» и «Иоанн Предтеча», также ему принадлежит образ «Апостол Павел».

52 952 1052 11
Феофан Грек. «Богородица», «Спас в силах», «Иоанн Предтеча».
Иконы деисусного чина (это второй ряд высокого иконостаса русского православного храма)
иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, 1380-1390-е годы.
Иконы деисуса поражают виртуозностью рисунка,
безукоризненной пластикой изображенных, богатством колорита.

«… книги изограф нарочитый»

Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия – на это также указывает в своем письме Епифаний. Многие исследователи творчества Феофана Грека предполагают, что именно он работал над Евангелием боярина Федора Кошки (оклад Евангелия датируется около 1392) – на то указывают характерные живые линии и колорит изображений. Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками (орнаментальными украшениями в начале каждой главы) и зооморфными инициалами (по-другому, буквицами – заглавными буквами), которые не находят прямых аналогов в других русских рукописях, за исключением небольшого числа московских подражаний.

52 1252 13
Заглавный лист Евангелия Кошки. Инициалы из Евангелия Кошки. Около 1392 года.

В буквицах «Евангелия Кошки» воплотился целый мир удивительной фантазии и непревзойденного технического мастерства. Многие инициалы скомбинированы из растительных побегов и фигурок драконов и змей. Густые насыщенные краски делают эти буквицы похожими на драгоценности из золота и эмали.

Иконы кисти мастера

Об иконах, написанных Феофаном в Москве, точных сведений не сохранилось. Традиционно ему приписывают иконы: «Богородица Донская», «Успение», написанное на ее оборотной стороне, «Преображение» – во всех заметна рука опытного мастера фресок. Эти иконы хранятся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее.

По своему художественному языку наиболее близок к иконам деисусного чина Благовещенского собора образ Донской Божией Матери, написанный около 1392 года. В наши дни у исследователей нет сомнений, что это произведение Феофана Грека.

Донская икона Божией Матери – не только высокохудожественное произведение, но и чудотворная кремлевская святыня, прославленная со времен Куликовской битвы. В Благовещенском соборе она появилась лишь в середине XVIвека, куда ее перенесли из древнего Успенского собора Коломны во время царствования Ивана Грозного. Свое название она получила от первоначального местонахождения в церкви Благовещения в Донской губернии.

Икона «Успения Божией Матери» (она написана на оборотной стороне образа Донской), по косвенным данным, была создана в Москве в период с 1380 по 1390-е годы. Относительно автора иконы у исследователей нет единого мнения, но большинство приписывает ее мастеру круга Феофана Грека.

52 1452 15
Икона Божией Матери «Донская», около 1392 года. Донская икона Божией Матери представляет собой
один из вариантов иконографического типа «Умиление». Это поясное изображение Богородицы
с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке и нежно прижимающимся к щеке Матери.
Богородица и Младенец написаны в позах взаимного ласкания – широко распространенная иконография
в византийском искусстве.

Икона «Успение Божией Матери», 1380-1390-е годы. 
Живописная манера образа «Успения» отличается свободой мазка, игрой пробелов на одеждах
и подчеркнутой динамичностью движения фигур апостолов.

По поводу авторства иконы «Преображение» (это храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, созданный около 1403 года) среди авторитетных искусствоведов также нет однозначного мнения: одни причисляют ее к работам Феофана, другие – мастерам из его окружения. Но виртуозность исполнения иконы несомненна. В свободной манере живописи чувствуется рука опытного монументалиста.

«Он же, казалось, руками пишет роспись...»

Большинство исследователей полагает, что умер Феофан в преклонном возрасте, между 1405 и 1415 годами, и, скорее всего, в Москве.

Великий греческий иконописец Феофан около трех десятилетий своей жизни провел на Руси, расписывая храмы, украшая роскошные рукописи и создавая величественные иконы.

Духовная глубина и высочайшее художественное совершенство его образов явили выраженный зримо неподражаемый идеал творчества. Влияние Феофана на русское церковное искусство XIV – начала XVвека было действенным и плодотворным. Русских людей восхищали глубокий ум, образованность и исключительный художественный талант греческого мастера Феофана.

Поражало его необыкновенное творческое дерзание, послужившее примером для русских иконописцев. У Епифания сказано: «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту».

Возврат к списку