С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99
Византийские традиции в древнерусской живописи. Часть 2

Византийские традиции в древнерусской живописи. Часть 2

Византийские традиции в древнерусской живописи. Часть 2
Дата публикации: 25 Октября 2018

«Икона - образ, воплотивший слово»

Итак, в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». И воплотить это слово нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал.

Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. «Образ» по-гречески - икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске (этому смыслу отвечает и существующее параллельно собственно русское название икон - образа).

В широком смысле иконой, то есть образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

В русских храмах в отличие от византийских икона преобладала над фреской и мозаикой.

В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту..

«Праздничные» иконы (на которых изображаются все основные события из Священной Истории) называли еще «Библией для неграмотных»: глядя на них, необразованные люди наглядно изучали Евангельскую историю и приобщались к Божественному Откровению.


В отличие от западной религиозной живописи православная русская живопись избегала мирского и телесного, используя принцип метафор. Русские иконописцы пишут не лица, а лики, черты святых нереальны. Эти отвлеченные образы словно парят между тем миром и этим, являя тайну невидимого, настраивая на иной, истинный способ познания мира.

К XV веку почитание икон в России перешло пределы, полагавшиеся обычаем. Иконами освящались дома, присутственные места, иконы с любимыми святыми брали с собой в дорогу, дарили близким. Икона стала выражение духовности русского народа.

Возврат к списку