С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99
Византийские фрески – «одухотворенная» живопись

Византийские фрески – «одухотворенная» живопись

Византийские фрески – «одухотворенная» живопись
Дата публикации: 25 Октября 2018

Стены византийских храмов украшали на только мозаики, но и фрески.

Итальянское слово фреска (fresco) означает свежий, сырой. Это живопись по сырой штукатурке. Стену покрывают известковым раствором и тотчас, пока он свежий, начинают писать красками - пигментом, разведенным чистой водой. Когда штукатурка высыхает, краски оказываются словно впаянными в стену. Фреску художник должен писать очень быстро, ведь раствор высыхает полностью за 10-15 минут, и тогда уже краски на нем не закрепляются. Поэтому эта техника требует большого мастерства и точности. Стоит художнику чуть ошибиться, провести неверную линию, и приходится полностью счищать уже готовый фрагмент, еще раз покрывать стену штукатуркой и начинать все заново.

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. В христианском же искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и реже внешних стен каменного храма.

Период с середины IX по XIV век стал временем наивысшего расцвета византийской мозаики и фрески.

Канон и техника и византийской фрески

Византийские художники создали свой идеал красоты. Античных мастеров восхищала красота человеческого тела. Византийцы же скрывали ее под покровами одежд: художник писал не тело человека, а «образ его души»! Поэтому на византийских фресках (как на мозаиках и иконах) главное - одухотворенные лица Христа, Девы Марии, святых людей с очень большими и выразительными глазами. Каждое изображение имело строго определенное место внутри храма: в куполе помещалось изображение Христа в виде грозного судии, ниже - ученики Христа (апостолы), на стенах и столбах - святые и пророки, на западной стене храма - сцена Страшного суда. 

Один из византийских авторов утверждал: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах».


В Византии в росписи стен до XII века сохранялись античные традиции - верхний слой грунта делался известково-мраморным и выглаженным до слабого блеска. По нему писали с расчетом на его просвет сквозь красочный слой. Но в XII веке византийские мастера стенописи уже пишут на матовых грунтах - левкасах из сильно «отощенной» извести, но с введением в нее традиционных римских наполнителей (толченных известняка, мрамора, черепицы и других).

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII век). Однако масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Поэтому с XII века количество слоёв штукатурки уменьшилось до двух, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних - лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Добавки эти были минимальными, но оказывали существенное воздействие на качество грунта. Такие трубчатые грунты самые долговечные, что и подтверждено хорошей сохранностью произведений стенописи, на них выполненных.

До наших дней дошло не так много образцов фресковой живописи Византии. Более долговечными оказались мозаики.

Памятники забытой империи

Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500-850 гг н. э.) сохранился в римской церкви Санта-Мария-Антиква (или церковь Девы Марии) на южной стороне Римского форума. Ансамбль раннесредневековой стенописи храма не имеет себе равных в Риме по степени полноты и сохранности. О фресках впервые стало известно в 1701 году, а первые планомерные раскопки были произведены в 1901 году  под руководством Джакомо Бони. С тех пор фрески под действием воздуха пришли в аварийное состояние и требуют постоянного внимания реставраторов. Большую часть времени церковь закрыта для публики.

1.jpg

Архангел Гавриил. Фреска из церкви Санта-Мария-Антиква, Рим (ок. 565-578 гг).

В монастыре Осиос Лукас (преподобного Луки) в Греции сохранился целый ряд фресок, датируемых серединой X - первой четвертью XI века. На одной из них изображен Иисус Навин в воинской одежде, в двух арках размещена композиция «Встреча Христа с Иоанном Предтечей». Также сохранились композиции «Вход Господень в Иерусалим», «Положение во гроб».

2.jpg

Иисус Навин. Фреска церкви Богородицы монастыря Осиос Лукас, Греция (XI-XII века).

3.jpg

Погребение Христа и явление ангела женам-мироносицам. Фреска крипты церкви Святого Луки (монастырь Осиос Лукас, Греция).

Еще одним выдающимся памятником византийской монументальной живописи являются фрески храма Святой Софии в Охриде (Македония). Во времена Османской империи в стенах церкви находилась мечеть. Но под слоем более поздней штукатурки сохранились фрески 11 века. Они считаются едва ли не ценнейшими образцами средневековой македонской живописи. Внутри церкви создана крупнейшая галерея византийского искусства в Македонии. Кроме того, там есть редкие изображения Богоматери, которые позднее, спустя двести-триста лет, приобрели огромную популярность в Италии. Например, над входом в притвор храма представлена Богородица с младенцем Христом, сидящая на подушке, положенной прямо на землю. Именно так впоследствии художники Италии изображали Мадонну Смиренную. Этот тип, благодаря своей грустной поэтичности пользовался особым успехом в католической Европе с ее интересом к чисто человеческим чертам Иисуса и Девы Марии. Это доказывает, что Византия искони была подлинной сокровищницей иконографических мотивов.

Здесь же в Охриде находится церковь Богородицы Периплевта. Церковь знаменита, в первую очередь, своими фресками, датированными 14 веком. Это единственные сохранившиеся фрески в мире являются образцами византийского церковного искусства последних лет существования великой империи. 

4.jpg

Храм Святой Софии в Охриде (Македония).

5.jpg

Вознесение Христово. Фреска церкви Святой Софии в Охриде (Македония), XI век.

6.jpg

Церковь Богородицы Периплевта (Охрид, Македония).

7.jpg

Успения Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески из храма Богородицы Периплевта (Охрид, Македония).

В период с XII по XIV век многие храмы Малой Азии, Греции, Кипра, Македонии, Сербии и других стран были украшены фресками.

Церковь Хора (Карие) в Стамбуле (Турция) относится к периоду Ренессанса 13-го столетия. Расположена она возле городской стены, которая сама по себе является памятником византийского военного инженерного искусства. Мозаики и фрески украшают абсолютно все внутренние стены церкви. Потолок, где изображены сцены из Библии, блестит золотом, в то время как фрески боковой часовни выполнены в строгих черно-белых тонах, в которые выкрашены одеяния святых, и мягких пастельных тонах, которые используются для изображения некоторых наиболее драматичных сцен жизни Иисуса Христа.

8.jpg

Фрески церкви Хора (Карие) в Стамбуле (Турция).

Особую ценность для мировой культуры представляют хорошо сохранившиеся памятники византийской архитектуры в живописных горных долинах Кипра. Это маленькие церквушки, зачастую внешним видом напоминающие амбар с богатым внутренним убранством: фрески и иконы, дошедшие до наших дней, в прекрасном состоянии. В декабре 1985 года на 9-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей Париже, девять православных церквей и один монастырь Кипра с настенными росписями византийских времён были включены в список всемирного культурного наследия UNESCO.

9.jpg

Фрески церкви Святого Николая в Какопетрии (Кипр).

Просто невозможно в рамках одной статьи рассказать о всем богатейшем наследстве византийской монументальной живописи. В нем тесно  переплелись утончённая декоративность и пышная зрелищность, условность художественного языка и глубокая религиозность, эмоциональность и догматизм, экспрессия и философская глубина, служение Высшему началу и восхищение красотой мира.

Уникальная находка

Кстати, и в наши дни совершаются удивительные исторические открытия. Так, в марте 2015 года во время проведения археологических работ в турецком городе Невшехир в регионе Каппадокия ученые обнаружили огромный подземный город византийской эпохи. А в нем в ходе раскопок была открыта древняя церковь.

Город является одним из крупнейших подземных поселений, известных на сегодняшний день. На его территории, по оценкам специалистов, могло проживать до 20 тысяч человек.

Высеченный в скале раннехристианский храм предварительно датируют V веком. Здесь сохранились необычные древние фрески. Часть росписей осыпалась, но археологи утверждают, что фрески будут полностью восстановлены.

Возврат к списку