С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99

Родоначальник русской иконописи

Родоначальник русской иконописи
Дата публикации: 26 Октября 2018

Один из самых светлых образов в рассказах Киево-Печерского патерика о первых на Руси преподобных отцах - иконник Алипий (конец 11- начало 12 веков). Именно его считают родоначальником русской иконописи. Монах Киево-Печерского монастыря, святой Алипий был один из подвижников-аскетов, прославивших Лавру. Более того, это первый русский иконописец, известный по имени и прославленный современниками.

46 1
Преподобный Алипий Печерский вошел в историю
как родоначальник русского религиозного искусства.

В лице святого Алипия русское церковное искусство с самого начала своего существования направляется людьми, просвещенными непосредственным ведением Откровения, которых впоследствии так много имела русская иконопись.

В духовной жизни Руси в XI-XII веков многое совершалось впервые. Алипий Печерский - не просто первый известный русский иконописец, он - святой иконописец, претворивший свою жизнь в монашеское подвижничество.

Небольшой рассказ Патерика об Алипии - это четыре эпизода его жизни, и в центре каждого из них - чудо.

Начало пути

В Печерский монастырь под Киевом он пришел около 1084 года, чтобы обучиться искусству у константинопольских мастеров, украшавших мозаиками церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

46 446 5
Ки́ево-Пече́рская ла́вра - один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве.
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Лавре.

Молодому Алипию, проходившему курс художественных наук при отделке мозаиками только что построенной церкви, довелось стать зрителем «дивного и страшного чуда»: когда иконописцы украшали живописью алтарь, вместе с мастерами он «воочию видел Святого Духа, пребывающего в той святой и честной церкви Печерской». Из алтарной богородичной иконы вылетел голубь и, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. И «свет, ярче солнечного, озарил всех, ослепляя глаза человеческие» - тот самый свет, которым просиял на горе Фавор в день Преображения Сын Божий.

Свидетель одновременного явления Духа Святого и нетварного божественного света, Алипий уже не захотел жить мирской жизнью и принял иночество - в том же Печерском монастыре, под покровом Богоматери. Он был пострижен игуменом Никоном, позднее был посвящен в сан пресвитера.

Тридцать лет спустя его иконописное мастерство достигло таких высот, что даже ангел Господень, написавший в его келье икону, вынес ее на суд Алипия.

Первый реставратор

Алипий отличался неустанным трудолюбием, смирением, чистотой, терпением, постом и любовью к богомышлению. Иконы он писал даром. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы.

46 646 7
Преподобный Алипий Печерский.

В своём деле святой Алипий был настолько искусен, что, по благодати Божией, воспроизводил на иконе духовный образ добродетелей; ибо обучался он искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. «Никогда же бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси злом за зло», - поется ему в церковном песнопении. (Тропарь 8 гласа. Канон святому.)

Об Алипии известно, что он не только писал иконы, но и был первым на Руси их реставратором: если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно.

«Поновитель» образа Божия в человеке

В описании одного из чудотворений Алипий выступает как реставратор душ человеческих, поновитель изначального образа Божия, вложенного в человека, но затемненного и обветшавшего от грехов.


46 8На иконе преподобный Алипий изображен
как иконописец- целитель и схимник-монах,
являя собой целостную полноту христианской жизни.
На нем монашеский куколь глубокого синего цвета,
который, подобно шлему, обнимает голову, синяя схима,
светло-коричневая мантия и светлая, золотистая ряса.
В правой руке святой Алипий держит целебную кисть,
а в левой - сосудец с краской, получившей в его руках
благодатную силу врачевать недуги.
Имя Преподобного Алипия и кресты на его схиме
написаны тою же красной краской-киноварью.

 

Некто из числа богатых граждан города Киева заболел проказой. Он искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал в еще худшее состояние: «Покрылся он весь гноем за неверие свое», за то, что игнорировал «Единого на потребу», искал врачевства у волхвов-идолобесников, у врачей-иноверцев - но только не у Отца небесного. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Однако после омовения водой из из колодца преподобного Феодосия, он лишь еще больше покрылся язвами, все сторонились его, не будучи в состоянии выносить смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и негодованием больной возвратился домой и не выходил из дома много дней, ожидая своей смерти. Но придя в себя, горожанин осознал свою духовную нечистоту, пошел к Алипию (имевшему уже сан священника) и исповедался. Иконописец, «много поучив его о спасении души», взял краски, кисть и замазал гнойные язвы на лице прокаженного. По сути, Алипий заново написал ему лицо, придав «прежнее подобие и благообразие». Затем причастил его, дал умыться водой из алтаря - и болящий исцелился.

При помощи материальных красок Алипий наглядно показал невидимое и невещественное: то, что происходит в человеческой душе, когда она возвращается к вере, к Богу и к христианским таинствам.

Самоизобразившиеся иконы

После этого случая по Киеву быстро распространилась слава об Алипии. А может, он уже был знаменит как искусный мастер. Во всяком случае, теперь у Алипия появляются почитатели его талантов - иконописного и подвижнического, но также и враги-завистники. И следующий рассказ Патерика как раз об этом.

Один киевлян, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки же, тоже занимавшиеся иконописанием, решили, выражаясь современным языком, «подставить» Алипия: они утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Но точка в скандальном деле была поставлена свыше: когда принесли иконные доски, полученные ловкачами от заказчика, на них обнаружились написанные «с великим искусством» святые лики. Эти самоизобразившиеся иконы были поставлены в киевской церкви, а слава Алипия с этих пор стала еще громче, несмотря на то, что изгнанные из монастыря мошенники продолжали клеветать на чудотворца.

46 9Богоматерь Великая Панагия (Оранта).
Дерево, темпера (Третьяковская государственная галерея, Москва). 

Эта икона уникальна она не только древностью
и высоким уровнем мастерства, но и очень редким
в древнерусской живописи изводом.
Это изображение в полный рост, величественное и строгое.
Перед нами - Владычица мира, чьей молитве
радостно внимают архангелы Михаил и Гавриил.
Золотой диск сияет на ее груди светом вечности,
в котором является Христос -
не просто дитя, но Бог, жестом раскинутых рук
благословляющий тех, за кого она молится.

Вполне вероятно, что одну из тех икон сейчас можно видеть в Третьяковской галерее. Это большой образ Богоматери Великая Панагия, также называемый «Ярославская Оранта». Долгое время, с XII до конца XVIII века он находился в ростовском кафедральном Успенском соборе, а затем с переводом епархии в Ярославль был отвезен туда. Там в 1919 году икону и изъяли советские искусствоведы. Ну а в Ростов она попала благодаря еще одному чуду: во время пожара в Киеве церковь выгорела, однако все семь Алипиевых икон остались невредимы. Это случилось уже после смерти иконописца, в годы киевского правления великого князя Владимира Мономаха. Князь, узнав чудную историю этих образов, отправил один из них в главный собор ростовской епархии.

«…по моем отшествии всячески утешит тебя Бог»

Еще одно чудо, которое произошло уже в конце жизни преподобного Алипия, связано с образом Успения Богоматери.

Некий благочестивый человек попросил преподобного Алипия написать икону Пресвятой Богородицы ко дню праздника Успения для городской Успенской церкви. Но Алипий не смог довершить дело, разболевшись. Однако обещал, что икона будет готова в срок. Он уже знал, что скоро покинет этот мир - и возложил исполнение заказа на Бога.

- Чадо! Не беспокой меня, но возложи всю печаль свою на Господа, и Он сделает, как пожелает: икона будет на своем месте в праздник свой, - сказал он опечаленному заказчику.

И вот в келье явился «некий юноша светлый» - ангел - и стал писать образ. Алипий следил за его работой, а после, спрошенный ангелом - хорошо ли? нет ли ошибок и недостатков? - оценил результат: «Ты хорошо поработал».

46 10
В.Е. Раев,«Блаженный Алипий, иконописец печерский»,
которому ангел пишет икону (1848).

Наутро праздника Успения икона стояла на своем месте в церкви, отнесенная туда ангелом. Боголюбец-заказчик, придя первым, узрел ее «сияющую светлее солнца». Вечером того же дня он поспешил в монастырь и рассказал игумену о явлении иконы. Вместе они пошли в келью Алипия. Иконописец поведал им про ангела и сообщил, что этот же ангел сейчас заберет его душу. «И, сказав это, испустил дух».

Преподобному Алипию, особенно чтившему праздник Успения, было дано как бы лично участвовать в этом священнодействии. Пусть это и другое успение, с маленькой буквы - но оно случилось через день после праздника Успения, а накануне его Алипий зрел само событие на иконе, которую писал ангел.

46 11
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих. 
Мощи преподобного Алипия Печерского в Ближних пещерах.

Кончина святого Алипия была в 1114 году, 17 августа (30 августа по новому стилю). Он был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони - в таком молитвенном осенении себя крестным знамением и скончался преподобный.

46 12
Скульптура Алипия-иконописца из природного камня установлена перед главным корпусом
Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве.

Возврат к списку