С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99

Подробнее Византийская настенная «живопись»

Подробнее Византийская настенная «живопись»
Дата публикации: 25 Октября 2018

В Византийской империи производство мозаики и смальты было поставлено на поток. Они были непременным атрибутом культовых сооружений и царских дворцов.

Что такое мозаика?

Мозаика - это самый необычный вид живописи. Ее и живописью-то назвать трудно, потому что мозаичное изображение не пишут красками, а набирают из кусочков цветного камня или непрозрачного стекла - смальты. В греческом и латинском языках слова мозаика и музей - родственные. В Древней Греции музеем называли рощу или храм, посвященные музам, богиням - покровительницам искусства, а мозаикой - их изображения. Прославление муз было делом серьезным, ведь кому, как не музам, знать толк в живописи. Поэтому и мозаики должны были отличаться особой красотой и долговечностью. А чтобы они не портились от грязи и воды, их выкладывали из камня. Мозаикой позже стали называть любое изображение, выложенное разноцветными кубиками, и сейчас уже мало кто знает, что своим происхождением этот вид живописи обязан музам.

Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое назначение - делать поверхность пола гладкой и ровной.


Полагают, что первым материалом для мозаики послужили россыпи разноцветных камней, отшлифованных морской волной, которые, перекликаясь по форме, величине и цвету, могут составлять удивительные по красоте композиции.

Мозаику делают так: на стену наносят вязкий грунт (смесь извести или цемента, воска и мастики), а затем кусочки смальты или камня по нанесенному рисунку вдавливают в него, и они прочно закрепляются в стене. Это очень долгая и кропотливая работа: на облицовку стены храма уходят сотни тысяч цветных кубиков.

История происхождения византийской мозаики

История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии. В эпоху античности мозаику делали из разных пород камня и разноцветного мрамора.

Однако наивысшего расцвета искусство мозаики достигло в средневековой Византии. Именно византийцы обнаружили уникальные свойства стекла, которое набирает небывалой прочности при добавлении различных металлов к расплавленной мелкой стеклянной крошке. Так получилась смальта – стекломасса с примесью золота, меди, ртути в разных соотношениях. Каждый отдельно взятый металл обеспечивал определенный оттенок мозаичных блоков, которым при помощи простых инструментов мастера придавали удобные для укладки геометрические формы. Так получилась византийская мозаика – эксклюзивный вид искусства, выполняемый при помощи смальты.

Особенности византийского мозаичного стиля

Богатые византийские храмы всегда украшались мозаиками. Кубики разной величины и формы укрепляли на стене под углом друг к другу, так что свет по-разному отражался в них и мозаика переливалась всевозможными цветами, будто светилась. Казалось, что пространство не ограничено стенами, а уходит в беспредельность золотого сияния, в котором парили фигуры святых и ангелов.

Именно византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок.

Одной из особенностей использования византийской храмовой мозаики было создание шикарного золотистого фона. Обычно для укладки мастера применяли прямой набор, когда получалось единое золотое поле, которое не только великолепно смотрелось при дневном свете, но и казалось «живым» в таинственных отблесках свечей. Такой эффект движения обуславливала игра оттенков и отражений света на золотистой смальте.

Еще одной «изюминкой» византийских мастеров является наличие точных контуров каждого изображенного объекта. Чтобы добиться максимальной четкости, контуры облика, предмета выкладывались кубиками мозаики в ряд со стороны его фигуры, и в один ряд со стороны общего фона. А поскольку византийская кладка рассчитана на восприятие изображения с большого расстояния, то выделенные контуры придают персонажам эффектности, акцентируя их лик на мерцающем золотом фоне.

Еще одна особенность более позднего искусства укладки византийской мозаики - тенденция к правильности изображения пропорций человеческого тела, которое иногда изображалось и в повороте, и в движущемся состоянии.

Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII (золотой век) и IX-XIV века. Самыми известными византийскими образцами являются мозаики Равенны и изображения собора Айя-Софии в Константинополе.

madonna.jpg
Мадонна с Младенцем на троне (мозаика из храма Святой Софии в Константинополе (ок. 843-867 года).
orel.jpg

Орел и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе (V век).

lev.jpg

Лев и голубь (фрески из гробницы знатной патрицианки Галлы Плацидии в Равенне, V век). Фигурки животных - не просто декоративные элементы: лев - символ евангелиста Марка, а голубь - Святого Духа.

Возврат к списку