С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99
Подробнее Отблеск божественного мира. Как появились первые иконы

Подробнее Отблеск божественного мира. Как появились первые иконы

Подробнее Отблеск божественного мира. Как появились первые иконы
Дата публикации: 25 Октября 2018

Икона – это не просто священное изображение для православного христианина. Слово «икона» по-гречески означает «образ». И для верующего человека это  образ того, к кому мы прибегаем с молитвой. Употребление икон восходит к началу христианства. Но как появились первые иконы? Для чего они нужны? И как правильно к ним относится?

 

«Не делай себе кумира»

В Ветхом Завете Бог запретил создание каких-либо изображений Божества потому, что Он ещё не явил Себя людям видимым Образом, в то время как существовавшие тогда языческие религии изобиловали изображениями ложных языческих богов (идолов).

Когда же на землю пришёл Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Богородицы в человеческое тело, люди впервые смогли увидеть, а впоследствии и изобразить Бога в Его, доступном человеческому восприятию, Образе.

И вот, в этом Божьем образе, некогда дарованном при сотворении человеку, Бог, в лице Сына Своего, впервые явил Себя людям.

Более того, Господь наш Иисус Христос Сам благословил создание Его изображений, даровав людям Свои первые образы-иконы.

Нерукотворный Образ

pervie ikoni 1
Спас Нерукотворный, середина XII в.

Священное Предание донесло до нас историю о том, как правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой.

Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой об исцелении и нарисовал портрет Иисуса.

Когда живописец прибыл к Господу Иисусу Христу, то не смог рисовать Его портрет «по причине сияющего блеска лица Его».

Тогда Господь взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, напечатлелся Его Божественный Образ.

Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою, по милости Божьей, получил исцеление.

Впоследствии, когда в Эдессу пришёл проповедывать Евангелие апостол от 70-ти святой Фаддей, сам Авгарь и все жители Эдессы приняли Крещение и стали христианами.

Авгарь написал на ткани Нерукотворного Образа слова: «Христе Боже, всякий, уповающий на Тебя, не постыдится», украсил Его и установил в нише над городскими воротами.

В 630 году Эдессой завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

В 944 году император Константин Багрянородный выкупил Нерукотворный Образ у тогдашнего мусульманского правителя Эдессы - эмира, и перенёс его в столицу Православия - Константинополь.

За всю историю своего существования, до захвата его еретиками-крестоносцами и исчезновения вместе с кораблём во время бури в Мраморном море (1204-1261), Нерукотворный Образ прославился неисчислимыми чудотворениями, которые и принесли ему всемирную славу.

Множество копий было сделано с него в разное время и многие из этих копий также прославлены чудесами и исцелениями.

На Руси Нерукотворный Образ издревле является одним из самых почитаемых образов Господа Иисуса Христа.

Святая Плащаница

Кроме Нерукотворного Образа всему миру известен сохранившийся до наших дней Образ Господа Иисуса Христа, запёчатлённый на хранящейся в итальянском городе Турине Святой Плащанице Христовой.

pervie ikoni 4


Туринская Плащаница до сих пор приковывает к себе пристальное внимание как ученых, так и верующих.

Плащаница - это отрезок ткани, в который, по иудейскому обычаю, завёрнуто было Тело Господа Иисуса Христа, снятое с Креста и положенное во Гроб (гробом у иудеев в то время являлась пещера, закрывавшаяся снаружи камнем).

В момент Воскресения Господа Иисуса, действием Благодати Святого Духа, на ткани плащаницы напечатлелся, подобно фотографическому негативу, Образ Тела Господа Иисуса Христа.

Во второй половине 20-го века Святую Плащаницу неоднократно исследовали учёные из разных стран мира, и абсолютное большинство учёных пришло к единодушному мнению, что Святая Плащаница - подлинная ткань, в которую было завёрнуто Тело Господа Иисуса Христа.

Некоторые из учёных, принимавших участие в исследовании Святой Плащаницы, бывших ранее материалистами, в результате исследований уверовали в Бога и приняли Крещение.

Из вышеприведённых примеров несложно понять, что Бог, явивший Себя нам в видимом Образе - в Сыне Своём Господе Иисусе Христе и даровавший нам первые Свои образы-иконы, благословил изображать Себя в рукотворных иконах, и, во свидетельство Своего благословения, даровал многим из этих рукотворных икон Благодатную Силу творить чудеса и исцеления приходящим к ним с верою христианам.

«Отныне ублажат Меня все роды»

Первые иконы-портреты Божьей Матери были написаны прямо с Неё апостолом и евангелистом Лукой.

По преданию, когда Пресвятая Богородица увидела Свой первый написанный Образ, она сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Всего же апостолом и евангелистом Лукой было написано около 120 икон-портретов Божией Матери, некоторые из них сохранились до нашего времени.

pervie ikoni 2


Богоматерь Великая Панагия, начало XIII в. Эту замечательную икону Богоматери нашли в 1919 г
в темной и пыльной кладовой Спасского монастыря в Ярославле (поэтому ее еще называют Ярославской Орантой).
Поверх нее была масляная живопись XIX в.

pervie ikoni 3

Богоматерь Владимирская. Первая половина XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

Слова Божьей Матери исполнились. И не только первописанная Её икона, но и тысячи других икон Божьей Матери прославились обильными проявлениями Благодати.

Про иконописца Алимпия Печерского летопись сообщает, что однажды, когда он тяжело болел, ему явился ангел и написал на приготовленной для иконы доске образ Богоматери. А когда Алимпий был еще юношей, он видел, как образ Богородицы чудом возник и засиял в Успенском храме Печерского монастыря, из уст ее выпорхнул белый голубь, облетел храм и исчез.

Почти в каждом храме есть чтимая (то есть почитаемая, особо уважаемая) чудотворная икона Пресвятой Богородицы, и если вы спросите об этом церковнослужителей этого храма, они вам её покажут.

Все эти легенды возводят иконное изображение к видениям. Они не придуманы художником, но ниспосланы избранным свыше, чтобы указать им, как писать Христа, Богоматерь, святых. А то, что заповедано Божественным откровением, - священно. Поэтому священна и икона. Это образ, или, точнее, отблеск божественного мира. Конечно, он совсем иной, чем мир земной. И изображения на иконах тоже не похожи на него.

Кого еще изображают на иконах?

Кроме образов Господа Иисуса Христа и Богородицы, существуют ещё иконы праздников и святых.

На «праздничных» иконах изображаются все основные события из Священной Истории: Рождество Христово, Крещение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Воскресение Христово и прочие.

pervie ikoni 5


Архангел Михаил из деисуса. Андрей Рублев. Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

pervie ikoni 6

Воскресение. Дионисий. Икона 1502-1503 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

На иконах святых изображаются Архангелы, Ангел-Хранитель, святые пророки, апостолы, мученики, преподобные и праведные, Христа ради юродивые - словом, все, в земной жизни Христу послужившие и ныне, на Небесах, о нас молящиеся.

Для чего нужны иконы?

Употребление икон в первые три века не было обширно. Причиной тому было опасение, чтобы святые иконы не попались в руки язычников и не подверглись поруганию. С четвертого же века, как видно из свидетельства отцов Церкви того времени, иконы стали употребляться верующими и в храмах, и в домах. Им воздавали такое же почитание, как и кресту Господню.

В двухтысячелетней истории христианства неоднократно возникали, да и в наше время у различных сектантов бытуют иконоборческие ереси, поборники которых называют иконопочитание идолопоклонством.

Поэтому православный христианин должен знать, что он поклоняется не доске или холсту с красками, а изображённому на них Богу

Иконе же христиане не поклоняются, но почитают её как святыню, как видимый Образ невидимого Неба, как окно в Царствие Божие, через которое мы видим Господа, Пречистую Божью Матерь и Святых Его.

Нужно также знать, что для того, чтобы созданное изображение стало святой иконой, инструментом для общения с Жителями Небесного Царства, оно должно быть освящено православным епископом или священником через чтение особых молитв и окропление святой водой.

В момент освящения иконе сообщается Благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней, Образом, через который мы получаем доступ к Первообразу, изображённому на ней.

Икона служит совсем другим целям, чем обычная картина или фотография. Как правило, светские изображения носят декоративный, эмоциональный или эстетический характер. Икона же показывает мир божественный. В старину украинские крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» – окном. И это очень меткое сравнение. Икона – это действительно окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона – это мостик, который соединяет Небо и землю.

Возврат к списку