С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99
Почему чуть не погибла «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Почему чуть не погибла «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Почему чуть не погибла «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Дата публикации: 25 Октября 2018

В одном из тихих уголков Милана стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет посетителей поражает один их мировых шедевров - фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

История создания фрески

«Тайную вечерю» Леонардо да Винчи писал по заказу своего патрона - герцога Людовико Сфорца. Миланский правитель с юных лет славился распутной жизнью. И даже наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не перечила его образу жизни, нисколько не меняло ситуацию. Все же Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что, в отчаянии, сломав свой меч, он даже не пожелал взглянуть на детей и, удалившись от друзей, пятнадцать дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Принято считать, что работа над росписью была начата в 1495 году, шла с перерывами, а закончил ее Леонардо примерно в 1498 году. Однако, поскольку архивы монастыря были уничтожены, точная дата начала работы над фреской неизвестна.

О чем рассказывает фреска

Для своей фрески да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам - один из вас предаст меня». «Один из вас предаст меня...» - и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми сребрениками...

Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Ни одна другая картина на тему тайной вечери даже близко не может сравниться с уникальностью композиции и тонкой прорисовкой деталей с шедевром Леонардо. Могло пройти три-четыре дня, за которые мастер не прикасался к будущему произведению искусства. А возвращаясь, он часами простаивал перед наброском, рассматривая его и критикуя свою работу. Благодаря этому каждый персонаж представляет собой не только прекрасный портрет, но и четкий типаж. Каждая деталь продумана и неоднократно взвешена.

Сюжет «Тайной вечери» изображался флорентийскими живописцами и до Леонардо, однако среди них можно отметить только работу Джотто (или его учеников) и две фрески Доменико Гирландайо.

leo_4_joto.jpg

Джотто ди Бондоне. «Тайная вечеря», 1304-05. Капелла дель Арена, Падуя.

leo_5_girland.jpg

Доменико Гирландайо. «Тайная вечеря», 1480. Трапезная церкви Онисанти (Всех Святых), Флоренция.

Что поразило современников Леонардо

То, что увидели пораженные зрители, когда они вслед за герцогом и его пышной свитой заполнили простую и строгую трапезную, действительно, было совершенно непохоже на предшествовавшие росписи подобного рода.

leo_2_1.jpg

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря», 1495-1497. По мастерству, с которым Леонардо построил композицию и передал характеры героев, это один из шедевров мирового искусства.

«Картины» на узкой стене, противоположной входу, как будто бы совсем и не было. Видно было небольшое возвышение, а над ним потолок с поперечными балками и стены, образующие (по замыслу Леонардо) живописное продолжение реального пространства трапезной. На этом возвышении, замыкавшемся тремя окнами с видом на горный пейзаж, был изображен стол - точно такой же, как и другие столы в монашеской трапезной. Стол этот покрыт такой же скатертью с простым тканым узором, какими покрыты столы и других монахов. На нем стоит такая же посуда, как и на других столах.

Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

Таким образом, Леонардо хотел добиться такого эффекта, чтобы монахи, обедавшие в зале, физически ощущали присутствие Спасителя. Им надлежало показать, что в сердце каждого невидимо может вкрасться предатель и что Спаситель болеет о каждой заблудшей овце. Этот урок монахи должны были ежедневно видеть на стене, чтобы великое поучение проникало в их души глубже, чем молитвы.

Размеры фрески составляют 880 на 460 см. Многие исследователи творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться примерно на 3 метра вверх.

Даже лучи света на фреске - продолжение реального солнечного света, падавшего в окна трапезной, во многих местах росписи проходит так называемое золотое сечение, а благодаря тому, что Леонардо сумел правильно воспроизвести глубину перспективы, фреска после завершения работы была объемной, то есть, фактически она была сделана с эффектом 3D. К сожалению, сейчас, увидеть этот эффект можно только из одной точки зала, координаты искомой точки: 9 метров вглубь зала от фрески и примерно 3 метра над нынешним уровнем пола.

Печальная судьба шедевра

Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи.

При создании фрески важно точно соблюдать рецепт приготовления красок. Не всякая краска хорошо ложится на штукатурку и оказывается прочной. Если краски составлены неправильно, живопись отслаивается от стены и гибнет.

Леонардо да Винчи был величайшим художником и, конечно, знал, какие краски годятся для фресок. Но он был и выдающимся ученым, много занимался химией, любил экспериментировать с красками. Для «Тайной вечери» он покрыл стену не известковой штукатуркой, как делали все, а смесью смолы и мастики и придумал краски особого состава, использовав масло и темперу. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным. Однако этот необычный состав оказался непрочным. Краски довольно скоро стали отслаиваться от стены тонкими чешуйками, и уже через 50 лет один из исследователей писал: «Ничего не видно, кроме грязных пятен».

В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб.

В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли фрески густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы апостолов.

Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эту фреску во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.

Во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска.

После причиненного ущерба благонамеренные реставраторы старались исправить нанесенные повреждения, но результат был не очень хорошим. «Тайную вечерю» несколько раз «поновляли», то есть попросту переписывали, другие художники. И только в конце 20-го века длительнейшая реставрация удалила все предыдущие неудачные попытки восстановления и исправила причиненный фреске ущерб. Но несмотря на это сегодняшняя «Тайная вечеря» - это лишь тень от шедевра, созданного великим живописцем.

Многие художники пытались повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь чуть было совсем не погибшей фрески.

В этой картине скрыто множество тайн и недосказаностей, над раскрытием которых борется уже не одно поколение. Но многие из них, похоже, так и останутся неразгаданными.

Посетители церкви, желающие увидеть «Тайную вечерю» в наши дни, могут попасть внутрь для осмотра лишь группами до 25 человек. Перед входом каждый в обязательном порядке должен подвергнуться процедуре удаления загрязнений с одежды с помощью специальных устройств. Но, несмотря на это, очередь из желающих увидеть фреску своими глазами не иссякает никогда. В высокий сезон билеты даже необходимо бронировать не менее чем за 7-8 дней.

Фотографировать фреску запрещено, вход - строго по времени, указанном на билете.

 

Возврат к списку