С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99

Кто писал фрески на Руси?

Кто писал фрески на Руси?
Дата публикации: 25 Октября 2018

XV и XVI столетия, когда в Италии работали Леонардо и Микеланджело (по традиции их, как и некоторых   других   художников, обычно называют по именам - они столь знамениты, что незачем указывать их фамилии, сразу ясно, о ком речь), стали временем расцвета и русской монументальной живописи. Хотя русские художники не были знакомы с работами итальянских коллег - они писали иконы и расписывали не дворцы, а храмы.

Фрески Святой Софии Киевской

Собор Святой Софии в Киеве - древнейший памятник, который сохранил монументальную живопись домонгольской Руси.

Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской.

kto_pisal_freski_1.jpg

Фреска "Сошествие Христа в ад". (Собор Святой Софии, Киев, первая половина XI века)

О великолепных фресках храма мы уже рассказывали (см. статью блога «Красота и долговечность»). Сцены и персонажи, набранные мозаикой, - это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились "Распятие", "Сошествие Христа во ад", "Явление Христа женам-мироносицам", а также сцена "Сошествие Святого Духа", замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

Стиль как мозаик, так и фресок в русских храмах точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.

Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей - будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии - и сыновей, ставших известными политическими деятелями древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

kto_pisal_freski_0.jpg

Фрагмент фрески "Семья Ярослава Мудрого" (Собор Святой Софии, Киев, первая половина XI века)

еконструировать этот совершенно уникальный для XI века в соборе святой Софии групповой портрет семейства Ярослава помогла случайно уцелевшая копия с его зарисовки, сделанная в 1651 году голландским художником А. Вестерфельдом.

Владимиро-суздальские фрески

В XII - начале XIII века центром политической и культурной жизни российских земель стал Владимир. Принципы монументальной живописи стали меняться. апостолы - это не массивные фигуры киевского храма с их устремленным прямо на зрителя гипнотизирующим взглядом. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, будто беседуют. Лики святых объемны, переходы от света к тени плавны. Во владимирском соборе, как и в Софии Киевской, греческому мастеру помогали русские живописцы, для которых подобное сотрудничество было лучшей школой.

kto_pisal_freski_3.jpg

Фрагмент фрески «Святитель Анимф». (Церковь Спаса Преображения, Новгород Великий).

kto_pisal_freski_4.jpg

Фрагмент фрески «Столпник Алимпий». (Церковь Спаса Преображения, Новгород, 1378 год)

С Х века по 1240 год в Новгороде было построено 125 церквей. По особому приглашению в Новгород прибыл замечательный византийский живописец Феофан Грек (ок. 1340-1410). За свою жизнь он расписал множество храмов на Руси и за ее пределами, но сохранились лишь фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода.

Размещение фресковых росписей на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось четкой схеме и было связано с символикой храма.

Величайшие мастера эпохи

Новая эпоха в развитии русской истории и культуры началась с объединением русских земель вокруг Москвы. Сплав византийского и славянского наследия образовал ядро русской национальной культуры. Монументальная живопись московской Руси, опираясь на византийские и владимиро-суздальские традиции, пережила необыкновенный взлет в творчестве величайших мастеров эпохи - Андрея Рублёва (ок. 1360-1430) и Дионисия (ок. 1440-1505).

Андрею Рублёву заказывали расписывать важнейшие храмы московской Руси. Вместе со своим учителем Феофаном Греком он расписывал интерьер Благовещенского собора Московского Кремля, а также украшал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, восстанавливал после монголо-татарского ига живопись Успенского собора во Владимире.

kto_pisal_freski_5.jpg

Андрей Рублев. Ангел (фрагмент фрески Страшный суд Успенского собора во Владимире, 1408 год)

Великолепен созданный им цикл фресок в Успенском соборе Владимира на сюжет Страшного суда, о котором рассказывает книга Библии Откровение (по-гречески - Апокалипсис) Иоанна Богослова. В ней говорится, что, когда наступит конец света, Бог будет судить каждого за все совершенное им в жизни.

На фресках Рублева мы видим ангела, который трубит, возвещая начало Суда, ангелов и апостолов, учеников Христа, встречающих души на небесах. Иоанн, Матфей, Лука и Марк, авторы четырех Евангелий, повествующих о земном пути Христа, держат на коленях свои книги. Апостол Петр ведет души праведников в рай. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов исполнены доброты и кротости. Живопись Рублева уверяет зрителя, что Бог полон милосердия и сострадания.

Через сто лет после Рублева, в начале XVI века, художник Дионисий создал еще один знаменитый фресковый цикл. Он расписал храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре близ Вологды. Удивительно, но эти росписи Дионисий с двумя своими сыновьями делал, уже будучи глубоким стариком. При этом фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись»! Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го.

В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня.

Фрески посвящены жизни, точнее - житию, Богоматери. Живопись Дионисия восхищает своим радостным настроением и нарядностью. Краски и поныне сохранили яркость, особенно сияющий голубой фон, и входящему в храм кажется, что над ним простирается лазурное небо. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций.

Итак, искусство фрески, как и все живописное искусство Древней Руси, изначально развивалось в недрах православной церкви. А созданные шедевры до сих пор привлекают внимание не только ученых-историков и искусствоведов, но и всех неравнодушных к духовному достоянию нашего народа.

Возврат к списку