С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99

История периода иконоборчества в Византии

История периода иконоборчества в Византии
Дата публикации: 26 Октября 2018

«Мы почитаем не краски и доски». История периода иконоборчества в Византии

Неотъемлемое отличие любого православного храма - это иконы. Изображения, которые Церковь стала позднее называть священными, стали появляться в местах богослужения с первых веков христианства. Одни из первых икон появились уже в римских катакомбах.


40 1
Древнейшее известное изображение Богородицы
с младенцем Иисусом (II век, Катакомбы Присциллы, Рим)

Повсеместно же почитание икон вошло в церковную жизнь к V веку. Однако нередко в народной жизни почитание священных изображений принимало искаженные формы, порой граничащее с идолопоклонством, магизмом и суеверием. Так, например, некоторые «благочестивые» священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и так далее.

Видя искаженные формы почитания икон, некоторые священнослужители прямо называли иконопочитание идолослужением.

 Это не могло не волновать отцов Церкви. Протест против извращений иконопочитания привел часть иерархов и монашества к отрицанию самой идеи иконы. К несчастью в богословские споры вмешался император Лев III Исавр

40 2

Слева направо: Лев III Исавр (между 675 (685) - 741), Константин V Копроним (718-775),
Лев IV Хазар (750-780), Ирина (ок. 752-803)

Взгляды самого императора были вполне православными, и он мог бы внести заметный вклад в отстаивание христианских истин, если бы к его борьбе с идолопоклонством не примешивались иные, чисто политические мотивы. Церковные историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против чрезмерного почитания икон явилась только частью его обширных замыслов по реорганизации всей государственно-церковной системы Византийской империи. Целью этой борьбы было ограничение прав и влияния высшего духовенства, занимавшего ведущие государственные должности.

Задумав истребить иконопочитание, император полагал, что это поможет ему вернуть утраченные империей области, а иудеи и мусульмане, не почитающие изображений, сблизятся с христианством.

Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу...". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи традиции вообще не допускали изображения человека.

Уничтожение икон император начал в 726 году, издав указ против поклонения им. Сначала он приказал поднять все иконы в храмах на такую высоту, чтобы народ не смог к ним прикоснуться. Распоряжению императора воспротивился Патриарх Константинопольский Герман, его поддержал и римский папа Григорий. Он написал императору, что Рим уйдет из-под его власти, если тот будет настаивать на уничтожении иконопочитания.

Однако предостережения не подействовали: в 730 году император велел воинам снять и разбить особо чтимую икону Христа над воротами его дворца. Когда один из воинов поднялся по лестнице, чтобы выполнить приказ, народ в пылу негодования опрокинул лестницу и предал смерти упавшего воина. По приказу императора главные виновники расправы были казнены, патриарх Герман низложен, иконы были вынесены из храмов и сожжены, а епископы, противившиеся этому, изгнаны.

40 3
Казни монахов (миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы, начало XIII века)

Но иконы можно было удалить из храмов только в пределах восточной части империи. В Сирии, которая находилась под властью мусульман, а также в Риме Лев не мог заставить выполнить свой указ.

В Греции сопротивление иконоборчеству даже привело к политическому восстанию.

 Против гонения выступил знаменитый Иоанн Дамаскин, великий христианский богослов и поэт, бывший в то время статс-секретарем при халифе Дамасском. Его замечательные слова в защиту святых икон привлекли всеобщее внимание. Император Лев, желая отомстить Иоанну, оклеветал его, написав халифу, что его министр - изменник. Впоследствии Иоанн принял монашество и удалился в один из палестинских монастырей.

40 4
Знаменитый богослов Иоанн Дамаскин, написавший в 726-730 годы
«Три защитительных слова против порицающих святые иконы».
В его сочинении впервые определены различия между «служением»,
подобающем только Богу, и «поклонением», оказываемом тварным вещам,
в том числе и иконам

«Три слова против порицающих иконы» написаны Иоанном Дамаскиным в 730 году, в самом начале иконоборческого спора, немедленно после запрещения икон императором Львом III Исавром. Тот факт, что Иоанн немедленно опубликовал свои послания, свидетельствует о значительной духовной свободе, которой он несмотря на арабскую оккупацию располагал вдали от византийской столицы.

После смерти императора Льва преследовать иконопочитание продолжил его сын Константин Копроним. Он хотел осудить и уничтожить иконопочитание как ересь. Несколько лет Константин готовился к созыву церковного собора. За эти годы происходил подбор на епископские кафедры согласных с ним лиц. Когда же все было подготовлено, в 754 году иерархия по зову императора прибыла в столицу. И, покорившись воле своего кесаря, епископат определил, что иконопочитание есть идолопоклонство.

Определения лжесобора приводились в исполнение с необыкновенной жесткостью. Копроним пошел дальше своего отца: он хотел уничтожить почитание святых и их мощей, монашескую жизнь, считая все это суеверием. По его приказу мощи святых или сжигались, или сбрасывались в море, монастыри были обращены в казармы или конюшни, монахи изгнаны, а те, кто открыто порицал действия императора и защищал иконопочитание, предавались мучительной смерти.

Истребленные иконы заменялись «светским искусством»: охотничьими сценами, орнаментом и так далее.

 После смерти Константина его сын Лев Хазар, по завещанию отца, должен был продолжить борьбу с иконами. Но Лев оказался человеком слабохарактерным, зато на него имела большое влияние его жена Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание. Под ее покровительством изгнанные монахи опять стали появляться в городах и даже в самом Константинополе, епископские кафедры стали замещаться тайными приверженцами иконопочитания. Однажды найдя в спальне Ирины иконы, Лев начал было крутыми мерами подавлять иконопочитание, но в том же году умер. По малолетству его сына управление государством взяла в свои руки Ирина. Она решительно объявила себя защитницей икон.

Новым Константинопольским патриархом был избран Тарасий, приверженец иконопочитания. Монахи беспрепятственно заняли свои монастыри.

При поддержке императрицы в 787 году в Никее собрался 7-й Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.

Отцы собора разделили понятия «служение» и «поклонение». Было определено, что «служение» подобает одному лишь Богу. Иконам же подобает «поклонение». Поклоняясь образу, верующие воздают честь Первообразу - Христу, Богородице и святым.

Иконоборчество не сразу сдало свои позиции, оно еще 25 лет волновало Церковь, а после смерти Ирины возродилось с новой силой. В 815 году император Лев V начинает новые гонения против почитания икон. Первым пострадал патриарх Никифор, призвавший Церковь к сопротивлению, низложенный и сосланный. На Вербное воскресенье 815 года тысяча монахов Студийского монастыря прошла крестным ходом по Константинополю, неся иконы. В ответ на это последовали императорские репрессии, по количеству жертв превышавшие гонение Копронима: десятки сосланных епископов, множество монахов, утопленных в зашитых мешках и замученных в застенках. Гонения продолжались и при преемниках Льва V.

40 5
Встреча императрицы Феодоры с иконописцем Лазарем,
пострадавшем при императоре Феофиле (миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы)

Лишь при императрице Феодоре иконоборчество было окончательно преодолено: в марте 843 года на Константинопольском соборе почитание икон было восстановлено в полной мере.

В честь этой победы был установлен праздник «Торжества Православия», который совершается в Православной Церкви в первое воскресение Великого поста.

40 6
Императрица Феодора и император Михаил III.
Фрагмент иконы «Торжество Православия» (Византия, первая половина XV века)

Даже светские историки признают, что культура Византии времен иконоборчества отмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему, продолжавшемуся несколько веков.

Возврат к списку