С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99
История драгоценной христианской святыни. Часть 1

История драгоценной христианской святыни. Часть 1

История драгоценной христианской святыни. Часть 1
Дата публикации: 26 Октября 2018

Один из двенадцати главных праздников Православной Церкви - Воздвижение Креста Господня - празднуют верующие 27 сентября. Это единственный двунадесятый праздник (то есть один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.

 

Из истории праздника

В этот день вспоминают, как равноапостольная царица Елена в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 629 году.

Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после об­наружения его в земле: предстоятель поднимал (воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.

39 blog1 1
Императрица Елена находит животворящий крест.
Капелла Сан-Сильвестро XIII века в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати

Первоначально святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верую­щих, в течение целых трех столетий не было даже известно точно место, где эта христиан­ская святыня укрыта. Историк IV века Евсевий свидетельствует, что враги христиан - язычники - принимали меры к тому, чтобы скрыть и даже осквернить святые для христиан места; что нечестивые люди с нарочитой безумной целью совершенно изменили вид мест­ности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, насыпь сверху вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь языческой богини любви. Другие историки свидетельствуют, что особенно старался осквернять все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый император римский Адриан (117–138 гг. по Р.Х.). Воздвигнув на месте разоренного Титом Иерусалима город, он велел засыпать гроб Господень землей и множеством камней, а на той горе, где был распят Спаситель (на «скале Креста»), он по­строил храм языческой богине Венере и поставил ее идол, а над Гробом Господним поставил идол Юпитера. Но ни разрушение Иерусалима Титом, ни восстановление его Адрианом не могли так изменить город и святые места, чтобы благоговейно помнившие эти места христиане не узнали бы их, не могли бы их найти.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Это знамя Христовой победы, по Божественному устроению, трижды послужило для Константина Великого знамением его победы над врагами. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый.

Над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа святые равноапостольные цари Константин и Елена построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова.

Животворящее Древо - крест, на котором был распят Иисус Христос, является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням.

Судьба святыни

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, к сожалению, не может быть указано точно и вполне определенно. Кто-то из историков говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

39 blog1 239 blog1 3
Икона «Воздвижение Креста Господня», конец XVIII века.
Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской области. Государственный институт реставрации, Москва. 

Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Древо Креста Господня представляло для христиан столь великую святыню, что христиане, уже при самом обретении его в большом количестве наполнявшие Иерусалим, не только горели желанием поклониться ему, но, если возможно и удастся, получить от него частичку. Действительно, святой Кирилл Иерусалимский (IV век) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. И святой Иоанн Златоуст (IV век) пишет, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею».

Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима. Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а осталь­ное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для грядущих поколений.

И святой Кирилл Иерусалимский подтверждает, что честное древо Креста Господня в его время хранилось и показывалось народу в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в иерусалимском храме Воскресения Христова.

В описании богослужения Великой Пятницы в Иерусалиме, сделанном некоей знатной паломницей IV века (Сильвией, или Етерией), есть интересное описание самого обряда поклонения древу Креста Господня с указанием тех мер, какие при этом принимались против расхищения святого древа благочестивыми паломниками.

«Исчезновение» древа

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Однако через 10 лет в 638 году Иерусалим сдался арабскому войску, начавшему победное распространение мусульманской веры на Востоке. Крест разделили на части и вывезли кораблями в Константинополь и другие места. Одну из частей спустя некоторое время вернули обратно в Иерусалим, где она хранилась до эпохи Крестовых походов.

Иерусалимская часть Креста была потеряна в  1187 году в Битве при Хаттине, когда после разгрома рыцарского войска святыню видимо захватили мусульмане, как о том сообщает франк Ернул, участник того сражения. Ернул также рассказывает историю о неком тамплиере, который спустя несколько лет после битвы сообщил о том, что закопал Крест и может указать то место. Однако поиски не увенчались успехом.

Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами. Она стала источником для некоторых частиц Животворящего Креста Западной Европы. Академик Ф. И. Успенский в своём труде «История крестовых походов», описывая расхищение реликвий из константинопольских храмов, упоминает и о похищенных частицах Креста.

Возврат к списку