С 9 до 21 часа

8 (800) 511-90-99

Древнерусская мозаичная живопись

Древнерусская мозаичная живопись
Дата публикации: 25 Октября 2018

Традиционно считается, что мозаики из смальты пришли в культуру Древней Руси вместе с византийским влиянием после принятия христианства в X веке. Однако искусство стеклоделия было известно многим славянским племенам, населявшим территорию Руси. Этот вид ремесла был широко распространен не только в Киеве, но и в Рязанском, Владимиро-Суздальском, Черниговском княжествах, а по некоторым данным, и в Смоленском, а также в Полоцком.

Уже с IV века именно стеклоделие и производство эмалей (легкоплавкого стекла) стали предшественниками древнерусской мозаичной живописи, основанной на применении цветных смальт, получившей широкое распространение в отделке храмов и светских архитектурных сооружений в X – XII веках. В этот период подобный декор на Руси достаточно часто использовался при оформлении княжеских гражданских сооружений.

Но конечно же, самое большое применение смальтовое оформление интерьеров нашло в древнерусском храмовом зодчестве.

При оформлении храмов мастерами Древней Руси использовалось в основном два вида мозаики - мозаика пола и мозаика сводов, куполов и стен.

Мозаичное оформление пола фрагментарно сохранилось в некоторых киевских и черниговских храмах, а также в церквях Новгорода Великого и в ряде других городов.

София Киевская

В самом первом и одном из самых знаменитых на Руси христианском соборе, построенным, по некоторым данным, князем крестителем Владимиром – Софии Киевской (1037 – 1067) – сохранилось несколько мозаичных панно.

1_oranta.jpg

Богоматерь Оранта (мозаика в алтаре храма Св. Софии в Киеве, ок. 1037).

Пожалуй, самое узнаваемое из них – это мозаичное изображение Богоматери с воздетыми ввысь руками. Это Оранта (по-гречески - молящаяся). Поднятые к небесам руки Богоматери возносят Сыну неустанную молитву за людей. Веками Оранту почитали как Заступницу, как Молящую за землю русскую. Уже в древности ее прозвали «Нерушимая стена» - она словно защищает храм. Эта огромная мозаика расположена над главным алтарем и встречает каждого, входящего в храм.

На фризе  под Орантой - мозаика «Причастие» на фризе. Еще ниже идет пояс из мозаичных изображений отцов церкви и святых.

2_pantokrator.jpg

Христос Вседержитель (Пантократор) (мозаика в куполе храма Св. Софии в Киеве, ок. 1043-1046).

Главный купол храма украшает панно «Господь Вседержитель (Пантократор)». Он словно властвует над всем пространством. По краям древними мастерами были выложены изображения четырех архангелов, из которых до наших дней сохранился только один.

Также фрагментарно сохранились фигуры апостолов на барабане купола, несколько медальонов с поясным портретом Христа и святых в арках, изображение евангелиста Марка в парусах, фрагменты мозаичных орнаментальных украшений в разных частях храма.

Русские мастера выкладывали панно и декоры Софии Киевской с использованием цветной смальты более 150 оттенков. А в качестве основы для выполнения мозаик при этом был взят декор главного христианского храма Византии – Софии Константинопольской.

Мозаика украшала и стены таких храмов, как Благовещенский (1186) и Спасский (XI века) соборы в Чернигове и Успенский собор Киево-Печерской Лавры (1073 – 1078). К сожалению, смальтовые композиции этих церквей до наших дней не сохранились.

Михайловский Златоверхий монастырь

Также до наших дней дошли фрагменты подобных мозаик в Михайловском Златоверхом монастыре  в Киеве (вторая половина XI века).

3_dmitriy.jpg

Мозаика с изображением святого мученика Дмитрия Солунского из храма Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, 1108-1113 (Государственная Третьяковская галерея) .

Одной из самых известных мозаик собора стало изображение Святого Дмитрия Солунского в соборе Архангела Михаила. Оно расположено  с южной грани северо-восточного столба алтарной части. Святой изображен в виде полностью снаряженного воина - блестят золотые латы, есть копье, меч и щит. На высокое положение изображенного воина указывает золотой узор на зеленом плаще.

Собор Святой Софии в Новгороде

Еще одним примером мозаичного оформления древнерусских храмов может служить отделка собора святой Софии Новгородской (1048 – 1050).

4_sobor.jpg

5_sobor.jpg

Интерьер собора Святой Софии в Новгороде (1045-1050).

Декор этого храма не отличается таким богатством красок, как  София Киевская, однако также заслуживает внимания. Мозаика здесь выполнена на основе известняковых плит. В высеченные в известняковой плите углубления заливался плотный розоватый раствор, а в незатвердевший грунт вдавливали кусочки разноцветной смальты. Предварительно в плите делался эскиз красками для будущего мозаичного орнамента.

Отделка не выглядит монохромной и неброской, хотя мастера использовали всего несколько разных оттенков смальты - желтый, зеленый, красный, синий, белый и черный.

Мозаичными плитами в этом храме украшены «горнее место» (место владыки), нижняя часть алтарной аспиды, а также седалище (места для духовенства). Впечатляют наборные мозаичные полы, а также орнаменты стен, доминирующим мотивом которых является крест.

В каждой отдельной мозаичной плите алтарной апсиды орнамент из круга, ромба, цветка и звезды варьируется в размере и цвете. Многообразна и форма самих смальт - квадрат, прямоугольник, ромб, лепесток.

Дошедшие до наших дней мозаики храмов и гражданских сооружений выполнены с огромным мастерством и представляют собой доказательство бесспорного таланта древних русских художников, а также высокого уровня развития производств по изготовлению цветной смальты.

Возрождение забытого искусства

И все же мозаика не стала на Руси столь распространенной. После гибели Византийской империи в XV веке искусство мозаики было забыто. Да и после татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно она была заменена более дешевой техникой фрески. Не стало мастеров, утраченными оказались секреты изготовления смальты. Казалось, композиции из смальты навсегда ушли в прошлое.

Но в XVIII веке мозаичную технику в России возродил великий ученый М.В. Ломоносов,  который практически заново изобрел технику изготовления глушеного цветного стекла. И сразу же в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики.

А затем на Урале, по мере расширения добычи камня, появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи  флорентийской мозаики.

Флорентийская мозаика отличалась тем, что рисунок создавался не из мелких кубиков, а из точно подогнанных друг к другу разноцветных пластинок мрамора и яшмы. При этом тонким каменным пластинкам придавали контуры изображаемого предмета или соответствующей детали.

Только теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и так далее. Помимо гладких стен и сводов, мозаикой стали выкладывать всевозможные архитектурные детали (колонны, пилястры) и декоративные предметы, имеющие сложную форму и фасонную поверхность (вазы, чаши, шкатулки). А для создания более выразительных произведений русская мозаика использовала не просто цвет камня, но и его естественный рисунок.

Возврат к списку